Обзор «Шкатулки памяти»: собрание семейных артефактов пробуждает ссылки на прошлое

Обзор «Шкатулки памяти»: собрание семейных артефактов пробуждает ссылки на прошлое
Категория: Медиа новости
Дата обновления:
Оцените книгу:

Возможно, именно потому, что «Шкатулка памяти» свободно адаптирована из подростковых писем и дневников содиректора Джоаны Хаджитомас, это самая трогательная прустианская работа режиссера, сделанная с Халилом Джориджем. «Возможно», потому что было бы неправильно рассматривать это многоуровневое исследование памяти и того, как она обрабатывается из поколения в поколение, как стандартные беллетризованные мемуары. Хорошо известные тем, как они органично включают экспериментальные методы в фильмы, посвященные травмам ливанского общества после Гражданской войны («Je veux voir», «Идеальный день»), дуэт здесь сплетает воедино то, что начинается с почти слишком традиционной матери. -Дочь борется сегодня с визуализацией жизни в Бейруте начала 1980-х. Комбинация становится опьяняющим коктейлем из воспоминаний, а также обращается к тому, как разные поколения обрабатывают пробные триггеры памяти.

Благодаря оригинальному сочетанию изображения и музыки, «Коробка памяти» открывает каналы, которые позволяют нашему собственному опыту сопрягать с опытом персонажей в смеси воображения и реальности. Творческий подход Хаджитомаса и Джориджа к изображению, включая осмысленное сопоставление различных размеров и текстур, никогда не казался таким доступным для зрителей, не привыкших к авангардным практикам, и хотя это глубоко личный фильм, он будет иметь огромный резонанс у множества зрителей. .

Вступительные эпизоды с их бледным рассеянным канадским светом после метели создают обманчиво среднюю сцену: подросток Алекс (Палома Вотье) пишет с друзьями, а затем готовит фаршированные виноградные листья со своей тетой (бабушкой) (Клеменс Саббаг), ожидая ее. мама Майя (Рим Турки), чтобы вернуться домой в сочельник. Для Майи из Франции прибыла большая коробка, но Тета пытается отклонить доставку, явно обеспокоенная обратным адресом.

Посылка от родителей одноклассницы Майи из Бейрута, Лизы, недавно погибшей в автомобильной катастрофе, и она содержит ежедневные письма, фотографии и кассеты, которые Майя отправила своей лучшей подруге после того, как семья Лизы покинула Ливан. Содержимое слишком болезненно для обработки, поэтому она кладет коробку на полку и запрещает Алексу смотреть на них. Точно так же, как Тета отталкивает все разговоры о прошлом, полагая, что она защищает своих близких от травм, так Майя увековечивает поведение своей матери с собственной дочерью, не понимая, что стена тишины мешает Алекс понять ее мать и ее собственное наследие.

Однако искушение оказывается слишком большим, и Алекс тайно просматривает содержимое, открывая для себя мир и мысли своей матери примерно того времени, когда Майя была в ее возрасте. То, что раскрывается, начиная с фотографий, которые становятся анимированными, как флипбук, а затем с полных воспоминаний, — это Бейрут на грани разрыва, но также и город, где подросток вырастает в себя и находит первую любовь. Майя в начале 1980-х годов (Манал Исса) жаждет жизни, в то время как все вокруг нее движется к трагедии: недавнее убийство ее младшего брата наложило на семью пелену, заставив ее мать (Нисрин Аби Самра) чрезмерно защищать ее, в то время как ее отец-директор школы в депрессию. Тем не менее, несмотря на это давление, она все еще студентка, которая раздвигает границы, влюбляется в Раджу (Хасан Акил) и принимает жизнь.

Фильм прекрасно изображает эту двойственность, признавая растущее напряжение по всему городу и удушающее одеяло невысказанного горя в квартире, но также фиксируя энергичную дружбу, тайные свидания в кинотеатре и то, как танцует под релизы Blondie «One Way or Another» Напряженное напряжение подростковых беспорядков смешалось с жизнью в осажденном городе. Чтобы передать полноту этих эмоций, режиссеры запечатлевают образы ожогами и расширяющимися взрывами, используя материальность кино, как художник создает турбулентность с помощью поцарапанной краски и импасто.

В мире приложений для обмена сообщениями, Facebook и Instagram, легко забыть, как потоки писем, фотографий и кассет когда-то позволяли нам делиться своими душами с другими (они длятся намного дольше). Режиссеры используют эти режимы параллельно, показывая Алекс по мобильному телефону, делящую контактные листы матери с друзьями, и излагают свои мысли в тандеме с аналоговыми сообщениями Майи с Лизой 40 лет назад. Одна из сильных сторон «Шкатулки памяти» — это то, как она объединяет прошлое и настоящее, что делает открытие Алексом страстей своей матери такой же важной частью истории, как и жизнь Майи в Ливане. Действительно, только благодаря настойчивости Алекса противостоять прошлому взрослая Майя может восстановить связь с жизненной силой, которую она заперла в картонной коробке.

Если здесь и есть слабое звено, то это тета, характер которой слишком легко помешать, и немного больше смелости в канадских сценах могло бы придать ей больше глубины. Но это второстепенная придирка по поводу второстепенного персонажа, и «нормальное» качество этих ранних сцен действует как противовес тому, как расцветает остальная часть фильма. Несмотря на то, что все актеры сильны, нельзя не выделить глубоко выразительную игру Рима Турки. Хотя Майя закрыла часть себя за несколько десятилетий до этого, она не холодная рыба; тем не менее, наблюдать, как она заново знакомится со своими ранами благодаря настойчивости дочери (матриархальный акцент в фильме — дополнительная сила), и видеть, как она снова включает свое прошлое в свое настоящее, — это волнующая трансформация.

Временные периоды очерчены тоном и текстурой, матовые качества монреальских сцен контрастируют с более глубокими и богатыми оттенками в ливанских секциях, которые также смешивают Super-8 и 16mm, чтобы вызвать осязаемое ощущение прошлого, избегая фетишизации периодов. Монтаж Тины Баз удивительно точен, не столько жонглирование, сколько поглощение различных форматов и стилей, как будто нам представлены мультимедийные альбомы для вырезок, плавно сливающиеся во вспышки памяти, состояний сна и реальности.

«Шкатулка памяти» — фильм об одной конкретной истории, это также любовное письмо Бейруту, этой потрепанной жемчужине Средиземноморья, недавние взорванные раны которой добавляют неизбывной остроты. Финальные кадры восхода солнца над городом сопровождаются инди-ливанской группой «Let There Be Light» Банни Тайлерса, переработанной в 1980-е годы, и, поскольку слова звучат как оптимистическая нота изящества, они также становятся срочная молитва.

Перейти в источник

База книг