Невозможно переоценить центральную роль писательницы Эми Тан в истории представления американцев азиатского происхождения в литературе и на экране. А приятный, сочувствующий биографический документальный фильм покойного Джеймса Редфорда «Эми Тан: Непреднамеренные воспоминания» старается избежать любого такого преувеличения: он представляет увлекательную историю жизни Тана с интимной точки зрения, которая привлекает и захватывает на уровне личных воспоминаний, но возможно, неизбежно не соответствует более широкой оценке ее культурного влияния. Этот подход, кажется, исходит от самого субъекта: любое самоуважение, которое может подразумеваться под термином «мемуары», быстро развеивается его «непреднамеренным» характером.
Эта скромность делает фильм одновременно милым и немного разочаровывающим. Гений Тана, как утверждают несколько респондентов из издательского дела и медиа-индустрии, заключался в создании широко известных художественных произведений из идиосинкразических, конкретных деталей ее жизни (таких как настоящий Клуб радости и удачи, свободное объединение, основанное ее родителями, в первую очередь). поколение китайских иммигрантов, которые собирались вокруг обеденных столов, чтобы поесть, обсудить дела и сплетничать о маджонге). Но почти не исследовано противоречие, которое возникает, когда, несмотря на ваш скромный подход, вы намеренно или иным образом становитесь представителем голоса поколения для всей диаспоры.
Тан, теперь элегантная женщина лет под шестьдесят с резким стрижкой и криво-мягкими манерами, кажется удовлетворенной, но также озадаченной траекторией своей карьеры. «Часто мне кажется, что я мечтаю о своей жизни», — говорит она, рассказывая о том, что это произошло только после того, как «Клуб радости и удачи» стал самым длинным бестселлером №1 в истории The New York Times, на который она даже осмелилась. считаться писателем на полную ставку. (Хотя, как она остроумно отмечает, на самом деле это был ее второй бестселлер, первым из которых было руководство, которое она написала для IBM в качестве технического писателя). Но когда упоминается негативная реакция на работу Тана, в том числе утверждение, что как ключевая фигура, обращающаяся к стиранию азиатов из американской культурной жизни, она почти неизбежно установила набор азиатских стереотипов, которые затем были с энтузиазмом приняты (белым) мейнстримом, то это почти полностью оформлен в терминах психологического вызова уверенности Тана в себе.
Кризис ее уверенности был частично смягчен работой с Rock Bottom Remainders, звездной новаторской группой, в состав которой также входили Стивен Кинг, Скотт Туроу, Барбара Кингсолвер и Мэтт Гроунинг. Несоответствующая внешность Тана в серебряном костюме, размахивающего кнутом и бормочущего в непривычном исполнении песни «Эти сапоги созданы для ходьбы», доставляет удовольствие, и она упоминает о его освобождающем действии на нее в период, когда она боролась с писательским кризисом и с самим собой -сомневаться. Но этот акцент на личном, который распространяется на краткое освещение вечных трудностей слежения за блестящим дебютом, также означает, что мы никогда не слышим, чтобы она действительно боролась с конкретной критикой своей работы. И критические голоса в основном отсутствуют в списке говорящих голов: друзья Тана, профессиональные союзники и члены семьи, а также Кевин Кван (сингапурский американский автор «Безумно богатых азиатов»), актеры из фильма Уэйна Ванга 1993 года «The Клуб радости и удачи »и его коллега Изабель Альенде предлагают приятные перспективы, которые неизменно вызывают восхищение и поддержку.
С другой стороны, помимо статуса литературного феномена Тана, ее жизненная история содержит достаточно драматизма, чтобы привести в действие несколько биографий. Он восходит к паре поколений и здесь плавно рассказывается через отснятый материал домашнего фильма, фотографии, простую анимацию, мягко исповедуемые фрагменты с автором и отрывки из недавнего публичного выступления. Действительно, «Непреднамеренные мемуары» лучше всего работают не столько как портрет литературного титана (фильм будет транслироваться как часть сериала «Американские мастера» PBS), сколько как трогательный очерк напряженных отношений матери и дочери, еще более осложненных проблемами. специфически для детей родителей-иммигрантов той эпохи. Проследив, как ее мать спаслась от первого брака с «этим плохим человеком» — если не сказать ничего, — через ее роман с отцом Тана, их эмиграцию в Америку, а затем его трагическую смерть, всего через несколько месяцев после смерти старшего брата Тана Питера, фильм контекстуализирует психическую нестабильность и суицидальные мысли ее матери, не смягчая их влияние на развитие Тана как писателя и женщины.
Обычно с ясными глазами Тан описывает свое стремление писать как проистекающее из ее «потребности знать, которая не является« потребностью знать », которую можно удовлетворить, а постоянным состоянием неуверенности и связью с прошлым». И по мере того, как откровения о ее отношениях «любовь-ненависть» с матерью (учитывая теплоту их более позднего примирения, возможно, это должно быть «любовь-ненависть-любовь») взрываются одно за другим, как вереница петард: «Эми Тан : Непреднамеренные воспоминания »в конечном итоге использует то же тонкое заклинание, которое Тан давным-давно освоила в своей художественной литературе: передача глубоко личной истории боли и радости в скромной и трогательно универсальной манере.
Смотрите также:
- Обзор ‘Keep an Eye’: полицейская процедура Квентина Дюпье более ручная, чем трансгрессивная
- Обзор «Колеса фортуны и фантазии»: три случайных встречи делают два счастливых часа
- Уильям Джексон Харпер Rom-Com ‘We Broke Up’ продан компании Vertical Entertainment и дебютирует в апреле (ЭКСКЛЮЗИВ)
- Композитор «Лига справедливости Зака Снайдера» Том Холкенборг о начальном счете с нуля для повторного редактирования
- KUWTK: пристальный взгляд на «игривое» свидание Скотта и Амелии с детьми
- Позднее Стивена Кинга ужаснее сваренного вкрутую
- Берлинале Золотой медведь отправляется в «Bad Luck ударяться или Loony порно»