В феврале прошлого года, незадолго до того, как пандемия перевернула практически все, что касается киноиндустрии, «Паразит» вошел в историю на церемонии вручения премии Оскар. Гениальный южнокорейский триллер стал первым международным фильмом, который «преодолел барьер субтитров высотой в 1 дюйм» и выиграл лучшую картину, как сказал режиссер Бон Джун Хо на подиуме.
Но это было лишь одним из многих препятствий на пути к потенциальному успеху «Паразита». В Азии, где родились одни из самых одаренных режиссеров мира, было особенно трудно получить признание Академии. Трудно поверить, но когда фильм Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» был номинирован на лучшую картину в 2000 году, прошло полных 45 лет с тех пор, как азиатский фильм получил премию Оскара по иностранным языкам (этот фильм назывался «Самурай I: Мусаси Миямото» »).
Европейские фильмы хорошо себя зарекомендовали в так называемой категории «международных полнометражных фильмов» — особенно фильмы с четырех рынков «фиг», где говорят на французском, итальянском, немецком и испанском языках. Но Азия, и особенно Восточная Азия, в значительной степени игнорировалась Академией, несмотря на то, что, по оценке этого критика, три самых важных фильма 21-го века родом из этого уголка земного шара: «И Йи: Один и два »(Тайвань),« Тайное солнце »Ли Чан-дона (Южная Корея) и« В настроении для любви »Вонга Кар Вая (Гонконг) входят в мою десятку лучших 2000-х.
А теперь добавьте к этому еще один шедевр: «Солнце», мучительную и в конечном итоге спасительную семейную драму от тайваньского режиссера Чон Монг Хона. С самой первой сцены фильм поражает воображение, и он затрагивает универсальные темы семьи, потрясенной трагедией, даже несмотря на то, что его история удваивается как критика Тайваня сегодня — во многом так же, как «Паразит» может нравиться людям. кто угодно, предлагая дополнительные слои для тех, кто знаком с корейской культурой.
Оказывается, еще до того, как «Паразит» совершил беспрецедентный прорыв на «Оскаре» — четыре победы, которые сигнализировали не только о том, что стремление Академии к более глобальному членству оказало влияние, но и о том, что иностранный фильм стал таким явлением, что он может опередить англоязычный конкурс на высший приз Голливуда — «Солнце» было выпущено в США практически без помпезности.
В то время я даже не осознавал этого, но Netflix незаметно приобрел этот мощный фильм — который мне посчастливилось увидеть на фестивале осенью 2019 года — и выложил его на платформу 24 января 2020 года. В этом нет ничего необычного. Netflix приобретает и распространяет множество заграничных сокровищ (он получил пять наград Golden Horse Awards на своем родном Тайване), экономя свои усилия по рекламе звездных оригинальных постановок, таких как «Брачная история» и «Манк».
Но «Солнце» стало для меня чем-то вроде личного, и на этой неделе, когда идет голосование за «Оскар», мне кажется важным напомнить членам Академии, что этот фильм, который входит в число 15 претендентов на получение международной художественной премии, не просто какой-то непонятный и непонятный азиатский фильм, но сокровище, прятавшееся у всех на виду весь год. Американцам совсем не трудно понять стиль Чанга.
Режиссер, получивший степень магистра кино в Школе художественного института Чикаго, понимает, что значит чувствовать себя отчужденным от «иностранных фильмов». По собственному признанию Чанга, он решил изучать кино после того, как был разочарован просмотром четырехчасового фильма греческого режиссера Тео Ангелопулоса «Странствующие игроки». В то время он учился в колледже, и это было обычным явлением для европейских художественных фильмов, получивших признание на международных фестивалях для показа на Тайване. В этом рассказе рассказывалось о «большом хаосе, битвах, ситуациях и социальных беспорядках», но Чангу показалось, что он «наблюдает за людьми, ходящими вокруг» в течение четырех часов, поэтому он заснул. «Для жителей Запада это может быть легко понять, но для нас это очень недоступно».
В то время как «Солнце» также основано на культурных особенностях, Чанг старался не создавать таких препятствий для публики. «Если мы хотим поговорить о вдохновении и идеях для этого фильма, мы, вероятно, должны подумать об истории после того, как Гоминьдан, предыдущая коммунистическая партия, перебралась из Китая на Тайвань в 1949 году», — говорит он. С тех пор, пока Китай не отменил военное положение почти четыре десятилетия спустя, объясняет Чанг, «мы прошли через множество подавлений и притеснений. После того, как мы открылись в 1990-х, все стало раскрепощенным, но в то же время это стало очень хаотичным ». По его словам, за это время «Тайвань становится все более и более необитаемым».
Закончив свой предыдущий фильм «Счастливого пути», Чанг размышлял о состоянии своей родной страны. «В то время на Тайване прошли очень важные выборы, как и в прошлом году в Америке», — говорит он. «Мой отец жил в центре Тайваня, и я каждый месяц возвращался домой, чтобы навестить его». Во время одного визита он снова встретился со старым школьным другом, которого не видел 40 лет. «Мы говорили о том, как он пошел со своими друзьями и отрубил кому-то руку. Для меня в то время это была просто история — из тех, что вы читали в газете или видели по телевизору, — но это случилось с кем-то, кого я знал давно, так что это имело значение ».
Однако вскоре после этого Чанг ел горячий горшок со своей семьей на ужин, «и одна картина внезапно пришла мне в голову: что, если бы в горячем горшке плавала рука?» — подумал он. Этот образ вдохновил начальную сцену «Солнца», которая запускает фильм в движении с шокирующим актом насилия, но также служит повествовательной цели.
«Руки в начале на самом деле являются метафорой», — объясняет режиссер. «Эти две руки разорваны». Когда человека отделяют от тела, «оно становится неполным», что повторяется через некоторое время в фильме — о традиционной тайваньской семье с двумя сыновьями. Старший брат А-Хо (Грег Сюй) — блестящий ученик, которого обожает его отец (Чэнь И-вэнь), и он собирается поступить в медицинскую школу. Младший, А-Хао (Грег Сюй), не получает такого же внимания со стороны своих родителей и действует так, будто пытается компенсировать это. Хочет он или нет, но он соучастник этого зверского поведения и отправлен в тюрьму для несовершеннолетних за его причастность.
Но затем происходит что-то (поворот, описанный в следующих трех абзацах, так что будьте осторожны с спойлерами), что столь же дезориентирует семью, как и первая сцена для аудитории: без предупреждения или объяснения А-Хо совершает самоубийство, и внезапно эта семейная единица лишена правой руки — или, используя другой символ фильма, она теряет сына / солнца, на которых отец сосредоточил всю свою энергию. Может ли семья изменить свою орбиту теперь, когда ее сияющая звезда погасла, а белая ворона — единственный оставшийся сын?
«В 2006 году я снял документальный фильм под названием« Доктор », — говорит Чанг. «Во время съемок фильма я провел два-три года с этим отцом, у которого скончался сын. Некоторые люди утверждают, что он покончил жизнь самоубийством, но его отец не хотел этого признавать, и в конце фильма он все еще не знал, что произошло ». Тайна и неопровержимая двусмысленность этой ситуации подсказали, как Чанг относился к судьбе А-Хо, где причина самоубийства персонажа была менее важна, чем то, как она влияет на выживших.
«Я думаю, что первый документальный фильм, который я снял, оказал на меня огромное влияние даже сейчас», — признает он. «Совершение самоубийства — определенно очень сильное заявление. После того, как в вашей жизни случается такой серьезный инцидент, идеи начинают выглядеть по-другому — точно так же, как война может оказать огромное влияние на общество. Поэтому после самоубийства, я считаю, отец, мать, младший брат будут по-другому смотреть на все, что происходит в их жизни ».
Эти два поразительных события также оказывают влияние на аудиторию, заставляя ее предвкушать любые сюрпризы, которые может приготовить Чанг — и хотя «Солнце» определенно непредсказуемо, ничего такого печального не происходит снова.
«Несколько лет назад один из моих фильмов не получил хороших кассовых сборов, и я начал спрашивать, зачем я снимаю фильмы. Моя жена сказала мне, что я должен вернуться к основам и подумать о том, зачем я снимаю фильмы », — говорит Чанг. Начиная с «Солнца», — объясняет он, — «я начал снимать фильмы либо о том, что я действительно понимаю, либо о том, чего я совсем не понимаю. Если я снимаю фильмы о том, что понимаю, это общение или снимаю фильмы, которые я вообще не понимаю, это означает, что есть возможность, о которой я могу больше думать ».
В «Солнце» оставшиеся без ответа вопросы сосредоточены на микрокосме легко узнаваемых связей отца и сына, но, как отмечает Чанг, «я на самом деле использую эту семью как метафору, чтобы воплотить или символизировать распад всей страны». И Тайвань не одинок, поскольку раскол и протесты возникли и в других странах. «Доверие между людьми стало очень важной проблемой во всем мире», — добавляет он, и это делает послание фильма о прощении и примирении еще более резонансным для зрителей.
В мировом масштабе самым известным тайваньским режиссером, без сомнения, является Энг Ли, чьи фильмы «Свадебный банкет» и «Съешь, выпей мужчину и женщину» были номинированы на «Оскар» в начале 90-х. Примерно в то же время Эдвард Ян и Хоу Сяо-сянь также привлекали внимание тайваньского кино. Сегодня, несмотря на то, что Ян умер, а Ли перебрался в Голливуд, местная индустрия все еще находится в тени этих авторов.
После окончания киношколы «когда я вернулся на Тайвань, ситуация в киноиндустрии в то время была как бы тупиковой», — вспоминает Чанг. «В то время кассовые сборы были ужасными, и на Тайване никто не снимал фильмы. Многие скажут, что мои фильмы похожи на те, что были сняты Эдвардом Яном, но на самом деле у меня нет личных связей с ним или Хоу Сяо-сянем. Кинокритики считают, что эти «новые волны» на самом деле вдохновили все последующие фильмы или режиссеров, но все то, что мы сделали впоследствии, не может превзойти их. я уважаю [those directors], но я не думаю, что мы должны больше следовать за ними ».
«Солнце» — пятая повествовательная особенность Чанга и явно работа крупного режиссера, хотя немногие американцы знают его имя — и это несмотря на то, что он начал свою карьеру в Каннах (с «Парковки» 2008 года) и был международным фестивалем. имя с тех пор. Но поскольку фильм доступен для всех, у кого есть подписка на Netflix, это достаточно легко исправить.
Так получилось, что на той же неделе, когда «Солнце» попало в стриминговый сервис, премьера «Минари» корейского американского режиссера Ли Исаака Чанга состоялась на Сандэнсе, предлагая еще один яркий пример сильного азиатского повествования, на этот раз портрет семьи иммигрантов в Оклахоме. — американский фильм, позорно отнесенный к категории «иностранного языка» «Золотого глобуса».
Название «Солнце» представляет собой игру слов на английском языке, включающую семейные связи («сын») и сильное давление самого солнца — что всегда восхищало режиссера, выступающего в роли его собственного DP ( как «Нагао Накашима») и остро знает, как уравновесить свет и тень в своих композициях. «Если перевести название с китайского буквально, оно означает« Везде солнце », — говорит он. Прошло более двух десятилетий с тех пор, как «Крадущийся тигр» дал Тайваню победу на Оскар. По мере того как кругозор членов Академии расширяется, нет никаких причин, по которым «Паразит» должен быть единственным азиатским фильмом, получившим признание в течение следующих 20 лет, особенно когда вокруг достаточно солнечного света.
Смотрите также:
- Те, кто претендует на Оскар-2020, разбираются в проблемах последних 18 месяцев
- Теория MCU: Алая ведьма дала силы ртути (не камень разума)
- Как нанести удар в спину в Вальхейме (и для чего это нужно)
- Период Драмы, Жанровые фильмы Заголовки на русском EFM Slate
- Звуковой микшер производства ‘Nomadland’ Майкл Вольф Снайдер скончался от самоубийства в возрасте 35 лет
- 90-дневный жених: шоу Русса и Пао на колесах по пересеченной местности во Флориде
- Новые изображения Сокола и Зимнего солдата показывают Шэрон Картер в действии