О книге «Повторение пройденного» (аудиокнига)
Вышла книга Людмилы Миклашевской «Повторение пройденного» Эту книгу, будь она чуть тоньше, можно было бы прочесть за ночь как увлекательный роман. Впрочем, жизнь Людмилы Павловны Эйзенгардт (в замужестве — Миклашевской) в самом деле похожа на роман, персонажи которого — известные писатели, актеры, режиссеры, художники (перечень их мелким шрифтом занимает 5 страниц). Она тесно общалась с Горьким и его окружением, была знакома с Блоком, Ахматовой, Мандельштамом, Уэллсом, с парижским окружением Эренбурга, сотрудничала с Маршаком. За ней вполне серьезно ухаживали Федин и Зощенко, предлагал руку и сердце молодой Заболоцкий. Она жила в одной квартире с Т.Л. Щепкиной-Куперник. И т. д., и т. д. «Повторение пройденного» язык не поворачивается назвать затасканным словом «мемуары», хотя повествование документально, и вообще это любимейший жанр современного читателя. Это в самом деле очень хорошая проза с яркими эпизодами и деталями. Скажем, портрет Лили Брик: «… большой ярко напомаженный рот никак не мог сомкнуться над ровными зубами, и маленький вздернутый носик тоже смотрел на всех широко открытыми ноздрями. Чего в ней было больше: самоуверенности, властности, чувственности, самодовольства? Всего было много. /…/ Она улыбалась и глядела на всех не то глазами, не то ноздрями». Она наблюдает — без каких-либо скидок — не только окружающую жизнь, не только своих не лишенных недостатков домочадцев, но и себя в этой жизни. Наблюдает, отдавая себе отчет, что развило и сформировало ее не одесское окружение (даже не дружба с Багрицким), а замужество, петербургский аристократ Константин Миклашевский, научивший и выучивший ее всему, что требуется в образованном обществе. Всех мужчин она мерила его меркой, и практически никто не выдерживал сравнения. И уходила от него не раз, не в силах примириться с его богемной всепозволяющей моралью, и ушла навсегда. А он, после ее отъезда в СССР, узнав о том, что она стала жертвой Большого террора и посчитав ее уже погибшей, тут же покончил с собой. Редактор книги Я.А. Гордин пишет в предисловии: «Перед нами не очерк политической истории. Сюжетный стержень всей книги — любовь». Хотя и ужасов жизни в книге хватает. Это и одесские погромы начала ХХ века, и голодные и страшные годы революции, и оцепенение ленинградской интеллигенции во время Большого террора, и описание невыносимых лагерных порядков. Преодолевала все эти испытания мужественная и одновременно жертвенная любовь героини — и к мужу, и к обожаемой дочери. К испытаниям эпохи добавлялись и сугубо частные, личные драмы — мужские предательства и трусость, предательство выросшей в обеспеченной семье родственников повзрослевшей дочери, которая предпочла комфорт — жизни с нищей, отсидевшей, пусть и реабилитированной, матерью, и на людях «мамой» называла свою тетку, а настоящую мать — «тетей». Людмиле Павловне судьба приготовила и самое страшное, что бывает в жизни человека, — смерть единственной дочери. Но и это ее не согнуло и не сломило. Она, слепнущая и больная, сумела написать это свидетельство своей нескончаемой любви на фоне сложной эпохи. Спасибо ей за это. Свои литературные труды 30-х годов она оценивала скептически, но «Повторение пройденного» достойно места в российском мемуарном пантеоне ХХ века. История любви на фоне века-волкодава.