Обзор «Как я хочу»: вводящий в заблуждение взгляд на сексуальные домогательства в Египте

Обзор «Как я хочу»: вводящий в заблуждение взгляд на сексуальные домогательства в Египте
Категория: Медиа новости
Дата обновления:
Оцените книгу:

В Египте уже давно существует серьезная проблема с сексуальными домогательствами: поговорите практически с любой женщиной в столице, и вы услышите ужасающие истории о словесных и физических оскорблениях. Только в прошлом году Каир возглавил опрос самых опасных городов мира для женщин и стал третьим по опасности с точки зрения сексуального насилия. Общественное внимание к этой проблеме было привлечено в последние дни президентства Хосни Мубарака перед революцией 2011 года (это тема статьи 2010 года «Каир 678») благодаря храбрым протестующим, с которых хватило. После революции активисты были вдохновлены сплотиться за перемены, но когда президентом был избран Мохамед Мурси из «Братьев-мусульман», широко распространялись опасения, что его консервативный вид ислама свергнет любые достигнутые успехи.

Здесь начинается вводящий в заблуждение документальный фильм Самахера Алькади «Как я хочу». Фильм начинается в черно-белом цвете, где тяжело беременный режиссер риторически обращается к своей умершей матери и спрашивает, почему она должна прятать свое тело или стыдиться громкого смеха. Вопросы контекстуализированы в кадрах, снятых в 2013 году, когда режиссер снимал постоянные словесные оскорбления, которые она получала на улицах Каира, а также молодые девушки, повторяющие консервативных религиозных учителей, которые заявляют, что женщины не должны говорить открыто или раскрывать контуры своего тела.

Большая часть документального фильма показывает митинги против Мурси и Братства, когда женщины вышли на улицы, возмущенные изнасилованием на многолюдной демонстрации, что видно на глубоко тревожном, размытом видео, снятом Аидой Эль-Кашеф, которое в то время стало вирусным. Гнев Алькади пылает и бесстрашен; испытывая отвращение к жестокому обращению и вдохновленная протестами, она носит кухонный нож по улицам, размахивая им, когда мужчины делают вызывающие тревогу прямые сексуальные комментарии. Нож на самом деле является опорой: камера — это оружие, позволяющее ей записывать и, следовательно, обезвреживать преступников.

Первые 63 минуты документального фильма в основном посвящены уличным столкновениям Алькади и демонстрациям, кульминацией которых стало заявление других протестующих, заявляющих, что армия спасет их от Братства. С нашей сегодняшней точки зрения это шокирующее заявление, поскольку военная диктатура во главе с Абдель Фаттахом ас-Сиси, которая отстранила Мурси от власти в 2014 году, является гораздо более репрессивной, чем все, что когда-либо испытывала страна. Многие наблюдатели на Ближнем Востоке соглашаются, что Сиси и армия использовали сексуальные домогательства как способ дискредитации правительства Морси и подготовили почву для государственного переворота. С тех пор нынешний режим продолжает использовать гендерную политику в качестве оружия, преследуя женщин, которые высказываются в пользу движения MeToo, особенно после скандала с изнасилованиями в отеле Fairmont, который создал атмосферу страха для любого, кто осмелился поднять свой голос. Ничего из этого нет в «Как я хочу».

Любое предположение о том, что ситуация улучшилась при диктатуре, является опасным отвлекающим маневром, но это вывод, который сделают многие зрители, незнакомые с египетской политикой, поскольку фильм заканчивается заявлением о том, что сексуальные домогательства были окончательно криминализованы в 2014 году. Маловероятно, что режиссер считает, что бич сексуальных домогательств уменьшился, и было бы самоубийством снимать документальный фильм, открыто критикующий нынешний режим. Тем не менее, самый главный вывод фильма — то, что Морси был призраком, а Сиси все исправила, — не может быть дальше от истины.

Последние 20 минут содержат более личную историю о том, как мать Алькади в Рамаллахе пыталась навязать ее консервативные религиозные учения, которые заставили бы ее голос замолчать, скрыть ее тело и подавить ее амбиции. Учитывая все это, удивительно слышать, как режиссер говорит, что скучает по матери. Если бы Алькади хоть как-то разобралась с характером своей матери, если бы она представила ее как нечто иное, нежели фигура, охотно поддерживающая патриархальное угнетение, то стремление к материнскому присутствию было бы объяснимо, но этого тоже нет.

Поскольку большая часть «Как я хочу» была снята в 2013 году, можно предположить, что Алькади нашел время, чтобы обдумать, как все это обработать, но, несмотря на все это время, документальный фильм кажется наполовину реализованным, и ему не помогли недостатки в редактировании. Ее риск в 2013 году был похвальным и смелым, но, деконтекстуализируя демонстрации, которые трагически не достигли своих целей, она оказывает серьезную медвежью услугу делу. Даже после кода о ее матери мы остаемся в недоумении, почему то, что должно быть таким значимым, кажется таким плохо переданным.

Перейти в источник

База книг