Ловкий, тревожный триллер датских правоохранительных органов «Шорта» — или, как его в общем переименовали в США, — «Принуждение» — начинается с момента «Я не могу дышать», когда группа полиции пытается сдержать 19-летнюю жизнь. — старик-мусульманин, предполагающий, что то, что случилось с Эриком Гарнером на Стейтен-Айленде и с Джорджем Флойдом в Миннеаполисе, вряд ли является проблемой Америки. Как и эти люди, Талиб Бен Хасси умирает от осложнений, нанесенных полицейским удушающим приемом, и, как и в тех случаях, сообщество восстает против истеблишмента, который поклялся защищать его.
Другими словами, «Шорта» начинается там, где внезапно останавливаются такие фильмы, как «Делай правильно» и «Отверженные». Это ужасно амбициозная (хотя и несколько безрассудная) установка для управляющих Андерсом Олхольмом и Фредериком Луисом Хвиидом для создания своего дебютного фильма — триллера, который одновременно является неумолимым выбросом адреналина и тестом Роршаха для всех, кто его смотрит. В то время как Спайк Ли и Лэдж Ли посвятили свои фильмы демонстрации того, как может вылиться конфликт между сторонами, «Шорта» рассказывает о непосредственных последствиях с точки зрения двух полицейских, оказавшихся в копенгагенском гетто Свалегорден, когда вспыхивают беспорядки.
Стоит отметить, как и в самом начале фильма: «Шорта» — это не датское слово, а арабское слово, означающее «полиция». Фильм призывает зрителей идентифицировать себя с белыми полицейскими Майком Андерсеном (Джейкоб Ломанн) и Йенсом Хёйером (Саймон Сирс), но обращение к ним той же уничижительной фразой, нарисованной распылителем на их патрульной машине, подчеркивает одну из его ключевых тем, а именно вопрос того, как люди из разных сообществ видят и описывают друг друга. Ответ: редко с уважением, часто с подозрением, независимо от того, на какой «стороне» они.
И Майк, и Йенс были свидетелями инцидента с Талибом Бен Хасси, и фильм позволяет (даже поощряет) зрителей делать поспешные выводы о своих персонажах. Мачо, вспыльчивый Майк обладает подлым характером и откровенно расистской личностью. Вначале командир отводит Дженса в сторону и приказывает присматривать за своим партнером, что ставит нас в неудобное положение, когда мы следим за полицией каждый раз, когда Майк открывает рот или тянется за пистолетом. Но то, что Йенс знает, когда проявлять сдержанность, не означает, что он не питает многих из тех же предрассудков.
То, что на первый взгляд кажется стандартной динамикой хорошего / плохого полицейского, на самом деле является портретом двух антигероев, чьи инстинкты и врожденные предубеждения постоянно проверяются, поскольку баланс сил меняется в течение дня и ночи впереди. Пара входит в Свалегорден незадолго до того, как беспорядки перерастают в полномасштабные беспорядки, и по мере приближения камера поворачивается на 180 градусов — стильный, но эффективный способ предсказать, как все должно измениться. Каждый раз, когда Майк кого-то останавливает, мы становимся свидетелями — через дискомфорт Дженса, стиснувшего зубы, — как этот хулиган со значком использует свой авторитет, чтобы запугать и унизить местных жителей.
Сегодня было бы разумно расслабиться, но вместо этого Майк провоцирует случайного подростка, Амоса Аль-Шами (Тарек Заят), заставляя ребенка сбросить штаны для ненужных поисков. Когда Амос в гневе бросает молочный коктейль в их лобовое стекло, Майк преследует мальчика по всему жилому комплексу и арестовывает его. Придя на защиту Амоса или отомстив за Талиба, местные жители выбирают этот момент, чтобы объявить войну двум полицейским, борющимся за свое выживание на территории, которую они считают вражеской.
Отложите в сторону политику, и «Shorta» предлагает нечто среднее между «Нападением на участок 13» и «Тренировочным днем» — хорошо отлаженная жанровая машина, загруженный слоган которой может быть «Когда начинается грабеж, начинается стрельба». Но содиректоры Олхольм и Хвиид не хотят, чтобы мы выключали нам мозги. На фоне волнения они создают неоднозначные с моральной точки зрения ситуации, чтобы бросить вызов своим персонажам и публике. В то время как Дженс и Майк по понятным причинам нервничают, Амос, похоже, находится в гораздо худшем положении: с его запястьями, связанными пластиковыми наручниками, которых тащат двое нервных копов, он по сути является живым щитом, что еще раз подтверждает наши симпатии.
Основная ситуация здесь настолько загружена, что зрители наверняка будут иметь совершенно разные реакции, хотя важно отметить, что создатели фильма явно хорошо осознают существующие предрассудки, сознательно вводя, а затем инвертируя стереотипы на своем пути. Например, однажды пули свистят в Майка из верхней квартиры. Путаница дает нам несколько секунд, чтобы представить, кто виноват, прежде чем невидимый снайпер кричит что-то о «мародерах» со своего балкона.
Обрезки полицейских вертолетов усиливают идею наблюдения, системы, которая работает в обоих направлениях: «Shorta» также показывает, как жители вытаскивают телефоны с камерами и документируют поведение полицейских, что Майк считает препятствием, но зрители наверняка распознают это как признак недоверие со стороны сообщества, требующего подотчетности. (Отсюда огромные мелкие глаза, которые девушка из Свалегардена рисует на тротуаре, глядя на эти агрессивные вертолеты.) Среди множества ироний в фильме — мать Амоса (Озлем Сагланмак), которая приходит на помощь Майку, когда он ранен. «Если с вами всегда обращаются как с тем, кем вы не являетесь, вы в конечном итоге верите в это», — говорит она, имея в виду своего сына, хотя этот принцип применим и к полицейским.
Судя по напряженной постановке и движущей силе фильма, Олхольм и Хвиид легко могли бы сразу перейти от «Шорты» к крупномасштабному голливудскому блокбастеру, если бы они были так склонны. Дуэт демонстрирует способность к захватывающим, непредсказуемым действиям, но может бесцеремонно относиться к насилию. Им следовало сопротивляться тестостероновому возбуждению, когда Майк вытаскивал из ствола автомат и стрелял из него. В конце концов, наступающая толпа — не расходные зомби, а справедливо разъяренные граждане. Мы можем видеть это, и с драматической точки зрения, эти два офицера также приходят к признанию этого — хотя к тому моменту социальный договор был поврежден без возможности восстановления, что затрудняет принятие расстраивающей идеи искупления в третьем акте фильма. Поэтическая справедливость и действительная справедливость, кажется, — две совершенно разные вещи.
Смотрите также:
- Аватар вернул себе титул самого кассового фильма в истории
- ТВ-вселенная Magic Kingdom в разработке от Battlestar Galactica Showrunner
- Дикинсон: 5 способов, которыми шоу стало лучше (и 5 стало хуже)
- Каждое появление Памелы Вурхиз в сериале «Пятница 13-е»
- Летисия Акель о психологическом триллере «Тень» в лаборатории Sanfic Industria’s Lab Ficción (ЭКСКЛЮЗИВ)
- Деми Ловато анонсирует новый альбом Dancing with the Devil … The Art of Starting Over
- Джеймс МакКлелланд говорит, что Creation Stories расскажут историю Алана МакГи без цензуры