О книге «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги» (аудиокнига)
Об Александре Ивановиче Эртеле (1855 — 190 так часто писали как о забытом художнике слова, что его имя должно быть известно уже только благодаря таким настойчивым напоминаниям. Странная судьба! Писатель большого общественного темперамента, оригинальный мыслитель, талантливый прозаик, приковывавший к себе пристальное внимание, значится сегодня на литературной периферии. Явная несправедливость. Эртель сказал самобытное слово о русской пореформенной действительности, которое высоко ценили его выдающиеся современники Г. Успенский, В. Короленко, А. Чехов, И. Бунин, М. Горький… Лев Толстой называл автора «Гардениных» самым крупным художником в России на рубеже 80 — 90-х годов. Оценка критики была более разноречива — от суховато-сдержанных откликов до неумеренных восторгов. Какие только «отметки» не ставили писателю в разные десятилетия! Сегодня, когда страсти вокруг его творчества несколько поостыли, стало ясно: талант Эртеля шире узких идеологических рамок, угодных тому или иному времени.