Берлинское Facetime: режиссер «Мы» Алиса Диоп о памяти, истории и связях

Берлинское Facetime: режиссер «Мы» Алиса Диоп о памяти, истории и связях
Категория: Медиа новости
Дата обновления:
Оцените книгу:

Французский документальный фильм «Мы», играющий на боковой панели «Встречи» в Берлине, раскручивает гобелен из небольших моментов и личных воспоминаний, находя связи в жизни мигрантов, иммигрантов, тоскующих по любви подростков и пенсионеров, не преуменьшая их невзгод. Среди множества сюжетов фильма — собственная семья режиссера Элис Диоп с домашними фильмами о покойных родителях Диопа и кадрами ее сестры, медсестры, которая лечит пожилых людей, предлагая эмоциональную связь.

Откуда возникла идея фильма?

Идея исходит из книги журналиста, который путешествовал по трассе RER B, [a commuter train] который соединяет северные и южные пригороды Парижа и соединяет чрезвычайно разрозненные районы и социальные структуры. Следуя по этой железнодорожной линии, он как бы путешествовал по всему французскому обществу.

Я хотел снять фильм подобным образом, не торопясь осмотреть территорию без каких-либо предубеждений. У меня была интимная, личная и почти политическая потребность провести время в этих разных «зонах», чтобы увидеть, что это путешествие, этот поход, это отступление могут что-то сказать об обществе, в котором я живу.

Фильм открывается ярким изображением: охота и олень, оценивающие друг друга издалека.

Для меня эта сцена — метафора всего фильма! У нас есть два мира в присутствии друг друга, мы либо смотрим друг на друга, либо смотрим издалека, очарованные друг другом и испуганные друг друга. Фильм создает своего рода оболочку, охватывающую эти разные миры; хотя они не знают друг друга, они существуют рядом друг с другом на экране, где внезапно границы перестают существовать.

Как вы выбрали оформление отдельных виньеток?

Для меня было очень важно исследовать идеологические или политические дискурсы посредством редактирования и монтажа. Сопоставление моментов, которые, казалось бы, не имеют ничего общего друг с другом — как, например, сцена, где последняя воля Людовика XVI зачитывается в соборе, которая предшествует последним изображениям моего отца, которые у меня есть, — это способ для меня говорят, что память о моем отце так же важна, как наследие короля.

Общества и цивилизации состоят из этих противопоставлений, и не менее важно помнить о тех, у кого мало средств — история людей имеет тенденцию забывать.

Смерть витает прямо за кадром — вы делитесь последними изображениями своих родителей, письмами подростков-жертв Холокоста и упоминаете в финальных титрах, что с тех пор ушли многие из собеседников фильма.

Этот фильм был снят, чтобы исправить смерть тех, кого никто никогда не видел. Идея заключалась в том, чтобы предложить всем этим людям завещание, чтобы не дать им умереть, как это сделали мои родители: то есть без того, чтобы их поймали, не рассказав об их жизни. Необходимость запоминать эти лица и истории — чтобы эти люди существовали — моя навязчивая идея, и она лежит в основе всей моей работы.

Почему вы решили в определенных местах появляться перед камерой?

Я не хотел, чтобы фильм был чередой коллажей. Я чувствую, что фильм держится и имеет значение, потому что я осмеливаюсь появиться в нем, впервые для меня. В противном случае это был бы отстраненный социологический портрет без привязки. Когда я слышу свой голос, а потом вижу свое тело, это придает фильму еще один резонанс.

Как так?

Мне это показалось весьма символичным. Это добавляет заряд, видя эту молодую чернокожую женщину отсюда, встречу с этими старшими белыми людьми оттуда, видение, как эти разные тела взаимодействуют в одном кадре. Эти люди меня приветствовали. Какими бы политическими, социологическими или даже символическими мы ни были далеки, они все равно приветствовали меня. Для меня это встреча двух траекторий, двух полюсов французского общества и двух нарративов.

Перейти в источник

База книг