О книге «Александр и Цезарь» (аудиокнига)
«Сравнительные жизнеописания» великих людей Античной Греции и Рима составляют сегодня наиболее значимую часть литературного и историко-философского наследия древнегреческого автора Плутарха (46- 120/130 гг. н.э.). В галерее созданных Плутархом образов — нам известны 22 парных и 4 самостоятельных жизнеописания — биографии Александра Македонского (356-323гг. до н.э.) и Гая Юлия Цезаря (102/100(?)- 44 г. до н.э.), безусловно, занимают центральное место. В биографиях царя Македонии и Римского диктатора отражены наиболее драматические периоды в истории Греции и Рима, когда глубокие социальные потрясения разрушили общественно-политические системы на Балканском полуострове и на Апеннинах. Поэтому объединение их жизнеописаний абсолютно естественно. Возможно, в сознание самого Плутарха сложились какие-то представления о косвенном влиянии обеих личностей на судьбы его ближайшего окружения. Он был родом из г.Херонеи, возле которой в 338 г. до н.э. произошло сражение между царем Македонии Филиппом II — отцом Александра — и армией союза греческих городов-государств, противостоявших македонской экспансии. Доп. информация: Общее время звучания: 6ч. 22мин. Александр: 3ч. 29мин. Цезарь: 2ч. 53мин. В этой раздаче отсутствует файл AL006. Его нет и на диске, с которого была сделана раздача. Это не моя ошибка, возможно, этот файл при записи был утерян или вовсе не был записан. Привожу пропущенный фрагмент в том же переводе (М.Н. Ботвинника и И.А. Перельмутера): «Царь горько корил сына и резко бранил его, называя человеком низменным, недостойным своего высокого положения, раз он хочет стать зятем карийца, подвластного царю варваров. Коринфянам же Филипп написал, чтобы они, заковав Фессала в цепи, прислали его в Македонию. Из остальных друзей Александра Филипп изгнал из Македонии Гарпала, Неарха, а также Эригия и Птолемея; впоследствии Александр вернул их и осыпал величайшими почестями. Когда Павсаний, потерпевший жестокую обиду из-за Аттала и Клеопатры, не нашел справедливости у Филиппа и убил его, то в этом преступлении больше всего обвиняли Олимпиаду, утверждая, будто она подговорила и побудила к действию разъяренного молодого человека. Обвинение коснулось и Александра: шли толки, что, когда после нанесенного ему оскорбления Павсаний встретил Александра и пожаловался ему на свою судьбу, тот ответил стихом из «Медеи»: Всем отмстить — отцу, невесте, жениху. Тем не менее, разыскав участников заговора, Александр наказал их и очень возмущался тем, что Олимпиада в его отсутствие жестоко расправилась с Клеопатрой. 11. Итак, двадцати лет от роду Александр получил царство, которому из-за сильной зависти и страшной ненависти соседей грозили со всех сторон опасности. Варварские племена не хотели быть рабами, но стремились восстановить искони существовавшую у них царскую власть; что же касается Греции, то Филипп, покоривший ее силой оружия, не успел принудить греков смириться и покорно нести свое бремя. Филипп только перевернул и смешал там все, оставив страну в великом разброде и волнении, вызванном непривычным порядком вещей. Все это внушало македонянам опасения, и они считали, что Александру вовсе не следует вмешиваться в дела Греции и прибегать там к насилию, а восставших варваров надо привести к покорности, не обращаясь к жестоким мерам и стараясь пресекать попытки к перевороту в самом зародыше. Александр придерживался противоположного мнения и стремился добиться безопасности и спасти положение дерзостью и неустрашимостью, так как полагал, что, прояви он хоть малейшую уступчивость, и все враги тотчас на него набросятся. Волнениям среди варваров и войнам в их землях он сразу же положил конец, быстро пройдя с войском вплоть до реки Истра, где он в большой битве разбил царя трибаллов Сирма. Узнав, что фиванцы восстали и что афиняне в союзе с ними, Александр немедленно повел свои войска через Фермопилы и объявил, что он хочет, чтобы Демосфен, который назвал его мальчиком, когда он воевал с иллирийцами и трибаллами, и подростком, когда он достиг Фессалии, увидел его мужчиной под стенами Афин. Подойдя к Фивам, Александр, желая еще раз дать жителям возможность раскаяться в содеянном, потребовал выдать только Феника и Протита и обещал безнаказанность тем, кто перейдет на его сторону. Фиванцы, с своей стороны, потребовали выдачи Филота и Антипатра и призвали тех, кто хочет помочь освобождению греков, перейти на их сторону. Тогда Александр приказал македонянам начать сражение. Фиванцы бились с мужеством и доблестью, превышавшими их силы, оказывая сопротивление врагу во много раз более многочисленному. Однако, когда македонский гарнизон, занимавший Кадмею, выйдя из крепости, напал на них с тыла, большинство фиванцев попало в окружение и погибло в битве. Город был взят, разграблен и стерт с лица земли. Александр рассчитывал, что греки, потрясенные таким бедствием, впредь из страха будут сохранять спокойствие; кроме того, он оправдывал свои действия тем, что удовлетворил своих союзников, ибо фокейцы и платейцы выдвигали против фиванцев ряд обвинений. Пощадив только жрецов, граждан, связанных с македонянами узами гостеприимства, потомков Пиндара, а также тех, кто голосовал против восстания, Александр продал всех остальных в рабство, а их оказалось более тридцати тысяч. Убитых было более шести тысяч.»